Еще немного информации для новичков.

В техническом задании клиент указывает требования к тексту и полезную информацию, которую должен учесть автор. По крайней мере, так должно быть.

Итак, что может быть указано в ТЗ?

Адрес сайта. Обязательно загляните на сайт клиента, прежде чем начать работу над текстом. Во-первых, вы сможете посмотреть тексты, которые уже опубликованы, и подстроиться под стиль, который нравится заказчику. Во-вторых, на сайте, как правило, много полезной информации о компании, продукции, услугах — там вы сможете найти те сведения, которые клиент забыл или не посчитал нужным сообщить.

Тип текста. В этом пункте клиенты указывают разные варианты: рекламный/продающий, информационный, пресс-релиз, описание товара, текст для главной страницы сайта, лонгрид и пр. Важно учесть ключевые особенности типа текста. Например, если нужна информационная статья о выборе холодильника, не стоит навязчиво рекламировать в ней магазин.

ЦА (целевая аудитория). Один из самых важных пунктов. От него зависит многое, включая стиль текста и подбор терминологии, а иногда даже объем статьи. Одно дело — писать для директоров и топ-менеджеров крупных предприятий, привыкших к деловому общению, и совсем другое — рассказывать о новом продукте скучающей домохозяйке, любительнице мыльных опер и любовных рассказов.

Очень важно суметь вытащить из клиента максимально точную информацию о ЦА. Отговорки “мы продаем всем мужчинам и женщинам от 18 до 85 лет” не работают. Пусть клиент посмотрит на статистику продаж, пообщается со своими менеджерами. А главное — пусть из всех категорий покупателей выберет те, которые ему наиболее интересны.

Приведу пример. Один из моих клиентов чаще всего выполнял заказы для владельцев дач и частных домов со средним и низким достатком, однако основную долю прибыли ему приносили обеспеченные жильцы коттеджей — они обращались реже, но платили больше. Именно вторая категория заказчиков стала ЦА, на которую мы ориентировались при подготовке текстов.

Уникальность. Как правило, клиенты указывают минимальную планку 90-95%. Это значит, что текст может состоять из неуникальных фрагментов не более чем на 5-10%. В большинстве случаев добиться таких значений очень легко, особенно если автор пишет текст сам и берет из источников только факты, а не целые фразы. Но есть исключения из правил. В первую очередь речь идет о юридических текстах: каждое название закона, каждая взятая из документов формулировка будет снижать уникальность. В таких случаях часто приходится договариваться о смягчении требований.

Уникальность можно проверить с помощью разных программ и онлайн-сервисов: eTXT, Advego, Text.ru и других.

Цель текста. От нее зависит выбор призывов к действию, стилистика текста и даже тема. Рассмотрим несколько вариантов целей:

  • Повысить продажи. Актуален продающий текст с описанием выгод для клиента и призывами к покупке.
  • Увеличить число обращений. Иногда клиенту нужно, чтобы покупатели звонили или писали его менеджерам. В этом случае призыв к действию должен быть именно таким — не “купите”, а “обратитесь за консультацией”, “позвоните”, “напишите нам”.
  • Заставить людей говорить о бренде, подтолкнуть к дискуссии. Можно использовать прококационный контент, мимо которого люди просто не смогут пройти. О таких текстах мы поговорим позже.
  • Добиться большого количества лайков и расшариваний. Для таких целей также можно использовать провокационный контент, но есть и более безопасные варианты — статьи-списки (“25 лучших сервисов для копирайтеров”), подробные гайды (“Как настроить контекстную рекламу: пошаговая инструкция для новичков”), а также развлекательные статьи и тесты. Важный момент: нет никаких гарантий, что статья станет вирусной. Может, она выстрелит. Может, нет. Не обещайте клиенту, что текст гарантированно разлетится по соцсетям за считанные часы после публикации.

Бывают и другие цели.

Если клиент не сказал, для чего ему нужен текст, непременно задайте этот вопрос.

Как расшифровывать ТЗ и писать по нему текст

Требования к содержанию. Здесь заказчик может указать свои пожелания: о чем непременно стоит рассказать, а о чем нельзя даже упоминать.

Требования к структуре. Клиент может попросить добавить в текст подзаголовки, нумерованные или маркированные списки.

Также иногда заказчики просят добавить врезки. Обычно это наиболее важные, обобщающие, интересные кусочки текста, которые читатель должен непременно увидеть, даже если он просматривает статью по диагонали.

Объем. Часто указывают количество знаков без пробелов или с пробелами. Реже предлагают оплату за статью.

В первом случае следите за объемом, чтобы не проскочить нужное значение. Это сложно только поначалу — опытный копирайтер легко справляется с таким требованием. Кроме того, чем крупнее и дороже заказы, тем чаще автор слышит: “Объем на ваше усмотрение”.

Узнать количество знаков можно разными способами. В Microsoft Word — нужно кликнуть на “Число слов” на нижней панели, в Google Документе — нажать на ссылку “Статистика” в разделе “Инструменты” в верхнем меню. Определить объем текста позволяют также различные сервисы, включая eTXT и Text.ru.

Оплата за текст, а не за знаки, выгоднее и для автора, и для заказчика. Первому не приходится втискиваться в объем или доливать воду. У второго выше шансы получить качественный текст, где нет целых блоков, написанных только ради объема.

Читайте также:  Почему это столько стоит? Рассказываем о цене товаров/услуг

Ключевые слова. О том, как вписывать ключи, я уже писала. Вдобавок запомните простой секрет: чтобы не потерять нужные фразы, оформите их списком в отдельном документе или под текстом, который пишете. Вставляя ключ в текст, выделяйте его жирным шрифтом и удаляйте из списка. Так вы точно ничего не упустите.