Копирайтер – личность творческая, зачастую хрупкая и ранимая. Даже самые терпеливые из нас – те, кто бьет себя пяткой в грудь и утверждает, что оценка текста ему до лампочки – в итоге могут озлобиться, смертельно огорчиться, разочароваться в своей работе, а что еще хуже, в себе самом.

И виной тому часто становится критика заказчика. Ну и неправильная реакция на нее, конечно. Видела людей, которым она ломала жизнь. Зрелище невеселое.

Особенно часто это происходит с новичками. Копирайтер старался, искал информацию, составлял план, писал текст, структурировал, вычитывал, а что в ответ? «Что за бред? Кто так пишет? Большего идиотизма в жизни не видел». Или еще жестче: «Верните предоплату, иначе столько отзывов о вас понапишу, что никогда уже себе работу не найдете». И даже когда решишь проблему, в душе останется неприятный осадок, подтачивающий самооценку.

Что делать? А вот что.

Оцените объективность критики

Сразу скажу: все переходы на личности и обвинения в идиотизме, отсутствии таланта и полной безграмотности – мимо кассы. Заказчик имеет право оценивать ваш текст, но ни в коем случае не вас лично. Умный клиент сам отлично это знает и до подобных оскорблений никогда в жизни не опустится.

Критика будет объективной, если вы:

  • допустили ошибки в тексте, плохо вычитали его;
  • сдали текст позже установленного срока;
  • невнимательно прочитали ТЗ, не учли важные требования;
  • предоставили читателю недостоверные или явно ошибочные данные под видом правильных;
  • плохо структурировали текст – например, написали простыню в 3000 знаков без разделения на абзацы.

В таких случаях ваша задача – переделать статью с учетом требований заказчика и пообещать себе в следующий раз быть внимательнее. Подобные оплошности случаются, особенно в начале карьеры. Но, гарантирую, со временем вы будете допускать такие ошибки все реже, а потом и вовсе избавитесь от них. Совершенствуйтесь – все наладится.Критика необъективна, если заказчик говорит вам:

  • это все бред, но не буду объяснять, почему;
  • я хочу получить другой результат, но не знаю, какой;
  • я придумал новую структуру и ключевые фразы, старое ТЗ отменяется, так что бесплатно напишите еще один текст;
  • вы неправильно все написали, текст должен начинаться с фразы «Мы молодая, перспективная, динамично развивающаяся компания…»
Читайте также:  Работодатели-мошенники в интернете: 7 признаков, что вас обманывают

Итак, что делать, если критика заказчика оказалась необъективной? Для начала выдохнуть и успокоиться. А уже потом отвечать.

Напиши то – не знаю что

Только не надо сразу отвечать заказчику: «А ты иди туда – не знаю куда». Лучше попробовать разобраться в проблеме.

Иногда клиент действительно не знает, чего он хочет. Хорошо, давайте начнем с вопроса, что ему понравилось в тексте, какие моменты он считает удачными. От этого уже можно отталкиваться. Вообще ничего не понравилось? Ну ладно, тогда, может, у клиента есть пример текста, который его устраивает? Если есть, вы легко заметите разницу между «образцом» и вашей статьей: это может быть, например, стиль или структура. Если же клиент ответит, что ему вообще ни один текст не нравится – отказывайтесь от работы и не принимайте случившееся близко к сердцу.

А поработайте бесплатно

Если клиент просит написать новый текст на том основании, что он решил изменить ТЗ, соглашайтесь, но только с условием оплаты обеих статей. Во-первых, вы не должны бесплатно исправлять чужие ошибки. Во-вторых, нередко предложение полностью переписать текст без дополнительной оплаты поступает от мошенников. Это очень удобно: можно не только получить две статьи со скидкой 50 %, но и вдобавок продать одну из них и в итоге воспользоваться услугами копирайтера, не потратив ни копейки.

Я точно знаю, что надо писать!

Бывает так: копирайтер старается написать уникальный текст о конкретной компании, ее услугах и преимуществах, а в итоге получает клиентское «фи» и требование написать «как у всех». Разве автор не знает, что нужно обязательно написать, что «мы – молодая, динамично развивающаяся компания, которая оказывает широкий комплекс услуг всем заказчикам и использует в своей работе новейшее оборудование и самые современные технологии»?

Читайте также:  Наше терпение не безгранично: как отвечать на критику, чтобы не потерять клиента

Такое действительно бывает. И да, вы можете согласиться на все требования и написать текст, который никогда-никогда не добавите в портфолио и вообще постараетесь как можно скорее забыть. Но есть и другой вариант – мягко, нежно и ласково объяснить заказчику, почему стоит сделать так, как предлагаете вы. Составьте список аргументов, а потом отправьте его клиенту, поставив в начало сообщения фразу типа: «Да, вы правы, многие сейчас пишут именно так. Однако мой вариант поможет добиться лучшего эффекта, потому что…»

Это же касается случаев, когда у вас заказывают технический текст, предназначенный для широкой публики, а потом возмущаются, что там маловато узкоспециальных терминов и вообще написано слишком простым языком. А потом присылают пример «грамотного текста», через который рядовой пользователь вынужден будет продираться со словарем.

Эта проблема особенно часто возникает у заказчиков с большим опытом работы в своей отрасли. Такой клиент может быть искренне убежден, что фразы «Система включает в себя программно-аппаратные комплексы Arbor Pravail и F5» и «Предлагаем резервирование IP-адреса маршрутизаторов с использованием VRRP» понятны даже школьнику. Ваша задача – мягко объяснить заказчику, что это не так.

И немножко радости

Не переживайте! С каждым новым текстом вы совершенствуетесь, с каждым новым днем становитесь мудрее, опытнее. Лично вы – вне оценок, вне критики, а текст можно и переделать немножко.

А напоследок вот вам фото панды – для поднятия настроения =)

Giant Panda