Они очень больно бьют по лбу, правда.

Я вот собрала уже целую коллекцию шишек, а заодно коллекцию рекомендаций – как не попадаться.

Вторжение в личное пространство

Есть люди, которым ответ всегда нужен вотпрямщас. И в час ночи тоже, да. Клиент или автор весь день был занят, а теперь освободился, и у него к вам много вопросов. Не отвечаете в скайпе – напишем на почту. А потом в Фейсбук. А если известен номер телефона, то еще и позвоним.

Иногда это происходит в течение рабочего дня, но раздражает не меньше. Обсуждаете вы по скайпу важные вопросы с клиентом, а в это время валятся сообщения от автора: «Ну куда вы пропали?», «Почему не отвечаете?», «Я же вижу, что вы онлайн, ответьте мне» (кстати, теперь я стала включать режим невидимки – хоть часть вопросов отсекает), «Вы что, не хотите со мной говорить?» У меня был даже один клиент, который успевал за 10 минут, пока я мирно пью чай с печеньками на кухне, провести «диалог», додумать мои ответы, отчаяться, рассердиться и дойти до стадии «принятие».

Еще хуже, если в списке ваших контактов есть любители просто поболтать ни о чем. Из получаса разговора одна минута по делу, а остальное – рассказы про жену/мужа, любимую собачку и поездке на дачу в прошлое воскресение. Особенно часто этим грешат родственники и приятели, которым не всегда удается объяснить, что вы работаете, а не сидите за компьютером, маясь от безделья.

Редакторские грабли и как от них увернуться

Некоторое время я честно пыталась все это обрабатывать. И в определенный момент это довело меня до критической точки, когда через 2 минуты обсуждение проекта с новым клиентом, а у меня пять мигающих контактов в скайпе и состояние «дайте мне ведро валерьянки, пистолет, боксерскую грушу и отойдите подальше».

Долго работать в таком режиме нельзя. Это утомляет и доводит до нервного срыва. И снижает эффективность работы, разумеется.

Как увернуться. Первое – понять, что в 99% случаев не случится ничего страшного, если вы не ответите. Да, есть 1% исключений. В первую очередь он относится к людям, у которых нет привычки тратить чужое время и писать в час ночи на email без острой необходимости. Если я получаю поздно вечером сообщение от такого человека, то понимаю, что дело действительно важное и безотлагательное (но это не точно).

Второе – не хвататься за все сразу. Появилась новая задача, на решение которой уйдет больше двух минут – записали на стикер или в блокнот и спокойно продолжаете работать. Не хотите отвлекаться от важной задачи, чтобы потом не пришлось заново в нее погружаться – вообще не смотрите в сторону почты, скайпа и соцсетей. Когда закончите, сможете выделить полчаса, чтобы всем ответить. Если уже отдыхаете – опять же, записали и забыли, займетесь «неотложными делами» завтра.

Да, это не срабатывает сразу. Потребуется несколько дней работы в таком режиме, чтобы привыкнуть к нему. Зато потом будет легче.

Третье – по возможности избавиться от хронофагов или хотя бы прямо сказать, что времени на пустую болтовню у вас нет. Если на любителя поговорить это никак не действует (а так часто и бывает) – игнорировать или заваливать таким объемом никому не интересной информации на тему «как я провел день и что я делал, в подробностях», чтобы хронофагу стало скучно с вами. Опробовано, работает.

Читайте также:  Проблемы копирайтеров, которые злят редактора

Готовая статья – еще не готовая статья

И может выясниться, что она не готова даже после публикации на сайте. Как это бывает? Ну, например, выяснится, что статью сверстали очень криво, забыли ссылки или умудрились переврать фамилию автора. Или клиент вдруг скажет: «Вы знаете, я только что выяснил – мы не можем добавлять эти скриншоты, дизайнеру еще не заплатили».

Как увернуться. Внимательно просматривать каждый текст после публикации. И мониторить время от времени – у меня пару раз бывали случаи, когда статьи исчезали с сайта и их приходилось восстанавливать. Печальный факт: это может произойти даже с платными публикациями из-за проблем на стороне площадки.

Жалость к автору

Я люблю авторов. Я понимаю, что за большинством статей кроются часы поиска и анализа информации, многократных переписываний, редактирования. Знаю, как порой волнуются люди, отправляя редактору текст, особенно если статья тестовая и от нее зависит, продолжится сотрудничество или нет.

Я понимаю, что иногда автор просто не видит своих ошибок, и почти всегда готова дать день-два на «размыливание глаз». Помогает.

Но черт побери, как дорого мне иногда обходится желание помочь автору.

Есть несколько отличных авторов, с которыми я предпочитаю работать. Но бывают ситуации, когда одни загружены по уши, другие в отъезде или в отпуске, третьим не подходит тематика. Вот тогда и приходится обращаться к тестовым авторам, о которых известно только то, что они написали о себе в анкете. Эксперименты иногда оказываются удачными, иногда нет, но результат в любом случае будет – либо нахожу еще одного отличного специалиста, либо понимаю, что с этим человеком лучше не работать.

Проблема в том, что разойтись полюбовно получается не всегда. Кто-то начинает скандалить и требовать оплату за текст, который просто бесполезно править – его нужно переписывать с нуля. Кто-то даже переходит на оскорбления. На такое общение уходит много нервов и времени.

С какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего?

Срыв сроков

Только один автор из сотни скажет честно, что не рассчитал время, забыл про задачу или взялся писать текст за два часа до дедлайна. Остальные будут рассказывать про проблемы со связью, сломанный ноутбук, плохое самочувствие и пр. А краснеть и бледнеть перед клиентом придется редактору.

Плохая новость – если вы работаете с авторами и отчитываетесь перед клиентом, рано или поздно такая ситуация наступит. Хорошая – можно подстраховаться.

Как увернуться. Первое и основное – по возможности закладывать дополнительное время на решение задачи, чтобы вы могли без нервотрепки подождать пару дней, пока автор закончит текст.

Второе. Если автор тянет со сдачей, значит, вам уже сейчас нужен запасной план.

Читайте также:  Как улучшить текст за 5 шагов

Третье. Не жалейте, особенно если автор сорвал сроки уже дважды. Сорвет и в третий, и в четвертый раз. Не думаю, что вам нужны такие проблемы.

Если вы работаете с автором впервые и совсем в нем не уверены, имеет смысл разбить сотрудничество на этапы: сдача плана, черновика, чистовика, внесение правок. Зачем? На этот счет у меня даже история есть.

Одна девушка хотела работать с нашей командой – прислала резюме, портфолио, просила дать задание. В целом она казалась достойным автором, и мы решили попробовать. Я дала ей задание, срок выполнения – неделя. В день дедлайна я написала ей и получила ответ, который сводился к следующему: «Ой, забыла вас предупредить. Я еще несколько дней назад уехала из города, к работе вернусь примерно через полторы недели».

На этом наше сотрудничество и закончилось.

Слабый текст

Порой даже портфолио не спасает. Во-первых, бывают (хотя и редко, слава пушистым богам) случаи, когда авторы воруют чужие тексты для своего портфолио. Во-вторых, есть ловушка: автор показывает тексты, написанные на любимую им и хорошо изученную тему, но «тонет» в смежной тематике или выясняется, что его статьи прошли редактуру и были исправлены чуть менее чем полностью.

Бывают ситуации, когда автор просто «не тянет». При этом он может быть сколько угодно старательным, но на десятой попытке вы уже точно поймете, что легче написать или  переписать все самому, чем объяснить, как надо.

Как увернуться. Лучше начать с плана. Если вы видите, что автор не справляется даже с составлением плана текста, у него вряд ли получится хорошая статья.

И нужно быть готовым к рискам. Если уже ясно, что автор не в состоянии допилить свой текст – редактору придется делать это вместо него. Иногда приходится менять или дописывать более половины статьи. Это риск. И повторю, к этому нужно быть готовым.

Неумение вести интервью

И неважно, насколько хорошо вы готовили автора, как тщательно проверяли список вопросов – в решающий момент все может пойти наперекосяк.

Я с этим сталкивалась. Представьте: подготовила автора, объяснила ему, как говорить именно с этим клиентом (да, там была своя специфика), посмотрела и согласовала список вопросов. Вроде все неплохо. Начинается интервью, я представляю клиенту автора, передаю ему слово… В ответ гробовое молчание. Пауза длится секунды 3-4. Я переспрашиваю – уважаемый автор, мы вас не слышим, все в порядке с микрофоном? А он отвечает: «Да, в порядке. Начнем интервью. Расскажите что-нибудь». Клиент смущенно переспрашивает: «Что, например?» И слышит  в ответ: «Ну, что-нибудь о вашем продукте. Не знаю, что. Вы наговорите чего-нибудь, а я потом для статьи выберу информацию».

В результате интервью пришлось вести мне.

Как увернуться. Провалить интервью может даже автор, в котором вы уверены. Я серьезно, и такое бывает. Так что лучше быть готовым вести беседу за него.

 

Список, конечно, неполный. Но именно эти грабли больнее всего бьют по лбу.